Лермонтовские вершины

Лермонтовские вершины
Интеллектуальная игра с использованием ИКТ
Вед.: Дорогие друзья! Я рада приветствовать вас у подножия Лермонтовских вершин, в живописных окрестностях которых расположились ваши альпинистские лагеря: «Терек» и «Арагва». Именно от них начинается увлекательное и рискованное восхождение на Лермонтовские вершины. Лермонтов любил Кавказ. Там он побывал в детстве, там написал многие свои произведения, там погиб на дуэли. Кавказ стал для него символом мощных жизненных сил, красоты первозданной природы. «Синие горы Кавказа» мы видим не только в стихах, но и в живописном наследии поэта.
Чтец 1:
«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..»
Чтец 2:
«Как я люблю твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры, как стражи ночей, отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник… все, все в этом крае прекрасно».
Чтец 3:
[Воздух там чист, как молитва ребёнка; и люди, как вольные птицы, живут беззаботно: война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит. В дымной сакле, землёй иль сухим тростником покровенной таятся их жёны и девы, и чистят оружье, и шьют серебром – в тишине увядая душою – желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.]

Знаю, что отважились на это восхождение люди смелые и мужественные, уверенные в своих силах и дружеской поддержке товарищей, люди, которых властно зовут «синие горы» Лермонтова. Высокий дух этих романтиков ещё не задушили компьютерные сети, а вы, мои романтики и исследователи, готовы к серьёзным испытаниям. В пути вам обязательно встретятся труднопроходимые места: отвесные скалы, осыпи, горные бурливые реки и шумные водопады, обрывы и ущелья, вас могут подстеречь и стихийные бедствия: камнепады, лавины, оползни. Но если вы будете давать правильный ответ, то стихия успокоится и пропустит вас дальше. И пусть вас не пугают препятствия, потому что у вас есть – контрольно – спасательная служба и «инструкторы», которые в любую минуту придут вам на помощь. Путь будет нелёгким, но зато как велика будет ваша радость, когда вы подниметесь на вершину и почувствуете себя победителями!
Фонограмма песни В.Высоцкого «Вершина»
Материалы для «восхождения»

Лирическая вершина

1.Бурная река («переправа по камням»).
Прочитайте наизусть стихотворение «Парус» коллективно: каждая пара по очереди читает по строчке стихотворения.
2.Образная осыпь («движение в связке»)
Каждая пара получает отрывок из какого – либо стихотворения. Нужно определить, какие художественные средства использованы здесь поэтом.
А)Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
«Парус» (эпитеты, олицетворение, антитеза)

Б)Так тощий плод до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветков, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час.
«Дума» (сравнение, эпитеты)

3.Пейзажная седловина (свободное движение)
А)Определить, в каком стихотворении встречается этот пейзаж:
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и летучих песков.
«Три пальмы»
Б)В какой пустыне росли «три гордые пальмы»?
(В аравийской)
В)В одном из известных стихотворений Лермонтова есть такие строки:
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко…
Кто оставил след? (тучка)
Г)Произведение какого русского писателя озаглавлено строчкой из этого стихотворения?
(А.Приставкин. «Ночевала тучка золотая…»)
Дневка

Вед.: Дневка – небольшой отдых, во время которого можно перевести дух – почитать стихи, послушать романсы, полюбоваться «живописными окрестностями».
4.Скальный массив эрудитов(ступени).
А)В каких стихотворениях Лермонтова встречается мотив одиночества?
Б)В каких стихотворениях он выражен через образы природы?
В)Какое из этих стихотворений имеет немецкое происхождение?
Г)Кто из знаменитых русских художников написал картину на его тему и озаглавил строкой этого стихотворения? (И.И. Шишкин «На севере диком…»)

5.Героический хребет (движение цепочкой).
А)Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова Л.Н.Толстой назвал «зерном» романа-эпопеи «Война и мир»?
Б)Восстановите по рифмам строчки стихотворения, где дан портрет героя Отечественной войны 1812 года:
Хватом
Солдатом
Булатом
Сырой
В)В каком стихотворении в аллегорической форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией? («Два великана»)

6.Пик Переводов (капитанский штурм)
А)Стихи каких поэтов переводил Лермонтов?
Б)Как у Гёте называется стихотворение «Горные вершины»?
В)Прочитать наизусть стихотворение Лермонтова.

Вопросы для стихий

1.Знаменитая лермонтовская сосна видит во сне : а)яблоню; б)пальму; в)смоковницу.
2.Стихотворение «Воздушный корабль» посвящено: а)Наполеону; б) Байрону; в)Шиллеру.
3.В стихотворении «Спор» спор ведётся между: а)Арагвой и Тереком; б)Бештау и Машуком; в)Эльбрусом и Казбеком.
4.»Смотрите ж, дети, на него: /Как он угрюм и бледен!/ Смотрите, как он наг и беден, / Как презирают все его» - так в стихотворении Лермонтова старцы говорят о:
А)нищем; б) пророке; в) рыбаке.
5.В стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…» дан реальный пейзаж:
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
Это пейзаж: а) Подмосковья; б) Кавказа; в) Тархан.
6.Симфоническую фантазию «Утёс» создал: а)С.Рахманинов; б)М.Глинка; в) А.Глазунов.
7.Под каким деревом мечтает заснуть лирический герой стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»: а)под сосной; б)под клёном; в) под дубом.
8.Герой стихотворения «Бородино» по военной специальности: а)кавалерист; б)пехотинец; в) артиллерист.

Лироэпическая вершина

1.Народный косогор.
Определите, какие приёмы устного народного творчества использованы в данных фрагментах «Песни про купца Калашникова…»:
А)Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Б)Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору…

2.Идейно – тематический обрыв.
А)К каким жанрам устного народного творчества ближе всего «Песня про купца Калашникова…»?

Б)Вспомните эпиграф к «Мцыри». Как он связан с идеей поэмы?

3.Демонический перевал.
Из рассыпанных строчек поэмы составьте цельный её фрагмент (строчки напечатаны на отдельных полосках бумаги). 1 –ю, 7-ю и 15 –ю строчки отметить.
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землёй,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!

Дневка

4.Портретный водопад.

Узнайте, чьи это портреты:
А)Он страшно бледен был и худ
И слаб, как долгий труд,
Болезнь иль голод испытал,
Он на допрос не отвечал
И с каждым днём приметно вял.
(Мцыри)
Б)На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебёдушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поёт;
Горят щёки её румяные,
Как заря на небе Божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою целуются.
(Алёна Дмитриевна)

5.Гребень Знатоков
Дайте толкования устаревших или заимствованных слов в данных отрывках:
А)Твоя слеза на труп безгласный
Живой росой не упадёт.
Она лишь взор туманит ясный,
Ланиты девственные жжёт.
(ланиты – щёки)
Б)И вот средь общего молчанья
Чингура стройное бряцанье
И звуки песни раздались.
(чингур – род гитары)
В)Герой этой поэмы стал одной из главных тем творчества русского художника вт. Пол. 19 – нач.20 века. Назовите этого героя и имя художника, посвятившего ему несколько полотен. (М.Врубель)
Г)Кто написал оперу «Демон»? (А.Рубинштейн)

6.Пик романтического героя.
А)Какого героя мы называем романтическим?
Б) Докажите, что Мцыри – романтический герой.
В)Прочитайте наизусть несколько строк из поэмы Лермонтова (на выбор)

Вопросы для стихий

1.»Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый», - говорит Иван Грозный Кирибеевичу. Яхонт – это: а) рубин; б)янтарь; в)алмаз.
2.Обессиленный Мцыри в конце пути слышит такую песенку:
Дитя моё,
Останься здесь со мной:
В воде привольное житьё
И холод и покой.
Я созову моих сестёр:
Мы пляской круговой
Развеселим туманный взор
И дух усталый твой…
Эту песенку поёт: а)русалка; б) рыбка; в)грузинка.

Эпическая вершина

1.Плоскогорье Сравнений.
Узнайте героя по сравнению:
А) «Она… пуглива, как дикая серна» (Бэла)
Б) «…Заревел он и опрометью бросился вон, как дикий барс» (Казбич)
В) «Легче птички она к нему подскочила…» (Мэри)

2. Узнайте, чьи это портреты:
А) «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий. А уж ловок – то, ловок – то был, как бес. Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре…» (Казбич)
Б) «Он хорошо сложен и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль». (Грушницкий)

3. Каньон Иллюстраций.
Каждая пара команды получает иллюстрацию к «Герою нашего времени»; она должна назвать, к какой повести иллюстрация и какой эпизод на ней изображён.

4.Ледник Композиции
А)В какой последовательности должны быть расположены повести в романе, если следовать хронологии событий? Зачем Лермонтов нарушил хронологию?
Б) Какая повесть является главной в раскрытии характера Печорина? Почему?

5. Пик Печорина.

А)Назовите самые выразительные черты внешности Печорина.
Б)Определите, кто это сказал о Печорине: «…ни в ком зло не бывает так привлекательно…» (Вера)

Вопросы для стихий

1. «Я ехал на перекладных из Тифлиса…». Так начинается повесть: а) «Бэла»; б)»Максим Максимыч»; в)»Фаталист».
2. Действие повести «Княжна Мэри» происходит в: а) Тифлисе; б)Пятигорске; в)Кисловодске.
3. Печорин носил звание: а)капитана; б)поручика; в)прапорщика.
4. Коня Казбича звали: а)Карагез; б)Кунак; в)Пери.
5. «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности». Так заканчивается повесть: а) «Княжна Мэри»; б) «Фаталист»; в) «Тамань»
6. Вернера молодёжь прозвала: а)Демоном; б)дьяволом; в)Мефистофелем.
7. «А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку; из ружья ли стрелять». Это сказано о:
а)Максиме Максимыче; б)Азамате; в)Казбиче.
8. «И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?» Эти слова принадлежат: а)Грушницкому; б)Печорину; в)Максиму Максимычу.
9. Теме романа наиболее созвучно стихотворение: а) «Пророк»; б) «Желанье»; в) «Дума»
10. «Я, как матрос, рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце». Этим строкам романа созвучно стихотворение…(«Парус»).
Подведение итогов
Вед.: Друзья, «вершины» покорились вам, вы с гордостью можете сказать: «Мы были на самом Пике Романтического героя или на Пике Печорина, мы прошли через лавины и камнепады, и даже Идейно – тематический обрыв оказался нам по плечу…» Те, кто стоял на Лермонтовских вершинах, никогда не забудут красоты, открывшейся перед ними.
Прощайте, «синие горы Кавказа», прощайте, Лермонтовские вершины, но пусть ваши сияющие пики навсегда останутся в нашей памяти… Сейчас вы услышите романс «Горные вершины», который создаёт атмосферу лирической задумчивости, умиротворения, возвращая нас к потаённой струне лермонтовского творчества.
Фонограмма «Горные вершины»



Main menu 2

EU Copyright | Blog