Святой защитник Земли Русской

Святой защитник Земли Русской
Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 790 –летию Александра Невского с использованием ИКТ

Муз. заставка «Колокола»

Чтец: …Родина моя! Далёкое и близкое детство, ночь у костра, и пахнущие летом цветы жарки, и песни куликов, и звон кузнечиков, и такие же, как сейчас, мечты о томительно далёком! /…/ Уймись и ты, тревожный человек, успокойся, мятущаяся душа. Слушай! Внимай! Любуйся! В мире царствует благодать. Поверь в незыблемость и вечность его. И не говори никаких слов. Не плачь, и не стенай – сон и покой кругом. Тихое – тихое поле. Дивная даль. Россия.
Виктор Астафьев

Чтец: Здравствуй, Русь: седые дали,
Плуг и меч, копьё и серп.
Край надежды и печали,
Стон дубов и слёзы верб…

Все твои озёра святы,
Все ручьи твои чисты.
Вкус полыни, запах мяты,
И – кресты, кресты, кресты…

Всё тут мило: от березы
До высоких облаков.
То ли росы, то ли слёзы
На стогах твоих веков.

Край родной: твои дубравы,
Нивы, сёла, города –
Память подвигов и славы
Войн, молитв, любви, труда.

Сколько бед прошло над Русью,
Подсчитать я не берусь.
Только низко поклонюсь я
И промолвлю: «Здравствуй, Русь!»

Чтец: Предо мной раскрыта необычная книга. Это произведение древнерусской литературы «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского», написанное в 80 – х годах XIII века книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире.

Листая страницы «Повести…» ощущаешь живое дыхание столетий. Мысленно я вхожу под своды древнего монастыря. За воротами остаются шум, суета мирской жизни. Я словно попадаю в другой мир. Всё в обители дышит суровым величием: замшелые стены, потемневшие от времени настенные росписи и иконы. Здесь свой отчёт времени и кажется, что оно остановилось. Будто стоишь перед лицом вечности. Здесь всё так, как было несколько веков назад. Здесь нет понятия моды, здесь всё вечно и едино.

Именно здесь много столетий назад, в узких монастырских кельях, при тусклом мерцании свечи создавались многие произведения древнерусской литературы: летописи, жития, военные повести. Древний книжник готовился к акту писания как к сокровенному таинству, приступать к которому можно только с очищенным сердцем и одухотворённым разумом, наполненным мудростью. Писание для него – таинство, осуществление которого немыслимо без помощи Святого Духа, истинной веры.

Стоит ли перечитывать их? Чем могут эти древние творения заинтересовать современного юного читателя?

Я думаю, что в судьбе каждого человека сплетаются в единый узел прошлое, настоящее и будущее. Каждый человек – сын своего времени и своей страны. Чувство Родины неотделимо от чувства истории. Не случайно в годы лихолетий люди обращались к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках ответы на загадки современности.

А начать путешествие в далёкий неведомый мир русской старины помогут слова древнего летописца: «Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей».
Родная речь – Отечеству Основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово, -
Великий Святорусский наш язык!
(Иеромонах Роман)

Муз. заставка

Ведущий 1: В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.

Монах –летописец: О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская. Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская!

Ведущий 2: Так писал ещё в 13 веке неизвестный автор «Слова о погибели земли Русской».
Но Русь богата не только бесчисленными дарами природы, но и верными сынами своими, прославившими доблестными подвигами нашу Родину, грудью защищавших её в часы великих бед и испытаний.

Ведущий 1: Среди наиболее известных и почитаемых национальных героев русского народа особое место занимает выдающийся полководец и крупный государственный деятель 13 века князь Новгородский, Тверской и великий князь Владимирский Александр Ярославич (Невский).

Ведущий 2: С его именем связаны героические страницы прошлого нашей страны, борьба Руси против иноземных захватчиков, за православную веру. Не случайно, в 1547 году на Поместном Соборе в Москве он был причислен Русской Православной Церковью к лику Святых. Его имя стало символом славы честного служения Родине.

Муз. заставка

Ведущий 3: Князь Александр Ярославич, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал новгородским князем в 16 лет, в 20 – победил шведов в битве на реке Неве, в 22 года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера.

Ведущий 1: До наших дней дошла «Повесть о житии и о храбрости Благоверного и великого князя Александра».

Монах – летописец: Сей князь Александр родился от князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе. Лицо же его как лицо Иосифа… Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю землю иудейскую. Так и князь Александр побеждал, но был непобедим…
Ведущий 2: Воспитывался Александр в Боге, постиг учение книжное, чтил святыни русские…
Княжич постиг писание, знал житие, понимал смысл икон, а близ устья Нерли, у порога земли Владимирской, он прочитал архитектурное предисловие художественной истории России.

Чтец 1: Да и вправду сказать: благолепнее не было в мире лица,
Да и не было также нигде удальца супротив Александра…
Родился он – сам с себя скинул сорочку…

Чтец 2: А подрос, так с медведем боролся потом в одиночку…

Чтец 3: И коня не седлал: без седла и узды
Мчался вихрем он с ним от звезды до звезды.
Да и вышел же конь: сквозь огонь, через воду
Князя вынесет он, не спросившися броду.

Чтец 4: А на вече – то княжеский голос – то сила,
То страсть, то мольба, то архангела страшного смерти труба…

Ведущий 3: Его правление пришлось на тяжёлую для Руси пору: монгольские орды опустошили страну, с запада угрожало нашествие германских, скандинавских и литовских феодалов… Время крестовых походов ещё не миновало, рыцарские ордена, битые в Святой Палестине, возрождались, как грибы, на немецком севере. В Поморье уже вовсю был слышен зловещий клич крестоносцев: «Бери, грабь, бей!» Теперь уже крестовый поход провозглашался против финнов, карел, русских.

Ведущий 1: Первыми решили испытать удачу шведы. Летом 1240 года шведский флот во главе с ярлом Биргером, зятем шведского короля, вторгся в пределы земли новгородской и встал на якорь в устье реки Ижоры.

Муз. заставка

Биргер: Нас ждёт великая победа. Она принесёт нам горячую благодарность шведского народа. Мы подарим нашему любимому королю новые земли, а вы, смелые воины, крестоносцы, привезёте с собой богатую добычу.

Воины: Слава храброму, непобедимому викингу ярлу Биргеру!

Биргер: А с дерзкого, самонадеянного мальчишки принца Александера я собью спесь и вытряхну его из Хольмгорода! Я пошлю ему письмо (секретарю). Пиши так: «Князь Александер! Если можешь – сопротивляйся! Но я уже здесь и пленю землю твою!»

Воины:
1.Я вышел из детства суров, нелюдим,
Уже насчитал девятнадцать я зим.
Блистает мой меч в богатырской руке –
Помчусь я сразиться на русской реке.

2.Мы знаем, что вскоре, близ устья реки,
Напорются русы на наши клинки.
И каждый из нас и уверен и горд,
Что мы одолеем могучий Хольмгород.

3.С тех пор как бесстрашные дедов ладьи
Впервые пустились в походы свои,
Земля не рождала таких удальцов,
Как славный ярл Биргер, король храбрецов.

Муз. заставка

Александр: Боже великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам, и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и щит, стань в помощь мне!

Чтец 1: «Собирайтеся, - молвил дружинникам князь, - со святой Благостынею»,
И пошёл проститься с благоверной княгинею…
…Собирались дружинники князя – кто пеше, кто конно…
Александр Ярославич повёл с ними речь неуклонно:
«Други – братья, помянем не кровь и не плоть,
А слова, что не в силе, а в правде Господь!»
И дружинники все оградились крестом перед битвою,
И за князь Александр Ярославичем двинулись в поле с молитвою.

Чтец 2: А князь – то … О, Господи – Боже!
Как наехал на Биргера, их воеводу, любимым конём,
Размахнулся сплеча и печать кровяную булатным копьём
Положил меж бровей хвастуну окаянному – шведу…
Затрубили рога благоверному князь Александру победу,
И со страхом бежали все шведы, где сушью, а где по воде;
Но настигла их быстро Господняя кара везде…

Чтец 3: …И валилися шведы, валежником хрупким, со смертной тревогой,
Убегая от Божией страшной грозы ни путём, ни дорогой:
По лесам и оврагам костями они полегли,
Там, где даже дружинники князя за ними погоней не шли…

Ведущий 1: Но едва схлынула шведская опасность, появились новые враги…

Муз. заставка. Вступление к опере Н. Римского – Корсакова «Садко»

Ведущий 2: Ой ты, Новгород Великий,
Господин торговых дел!
От боёв с ордою дикой
Ты счастливо уцелел…

Ведущий 3: Ой ты, древний город вольный,
Не привык поклоны класть…
Ты единственный меж всеми
Управлялся без князей,
Только ныне ведь не время
Вольной гордости твоей.

Ведущий 1: Там, куда садится солнце,
Неспокойно в этот час,
Ведь задумали ливонцы
Наши земли взять у нас.

Муз. заставка. Кантата С. Прокофьева «Александр Невский»

Александр: Слушай! Слушай, добрый люд,
Слову князя внемли!
Хан Батый жесток и лют,
Разоряет земли.
Губит нас проклятый враг,
Грабит нас безбожно,
Но от хана, как – никак,
Откупиться можно:
Дань заплатим. Спору нет,
Стянем пояс туже,
Но ливонец – наш сосед, -
Дело тут похуже!
Вот теперь не отбери у ливонцев Пскова, -
Доберутся до Твери,
Суздаля, Ростова.
А захватят города
И начнут селиться.
И прости – прощай тогда,
Русская землица!
Нам их земли не нужны,
Нам своё вернуть бы,
Ведь сейчас нам вручены
Всей отчизны судьбы!..

Воин 1: Выходили в смертный бой
На врагов проклятых.
И с дружиной наравне
Мужики в овчинах,
Кто пешком, кто на коне,
Даже при дубинах.

Воин 2: У ливонцев перевес –
«Клин кабаний» страшен,
Он идёт наперерез
Пехотинцам нашим.

Воин 3: Вот вгрызается он к нам
В строй «кабаньей пастью»,
Чтоб разрезать пополам
Войско на две части.

Воин 1: Рыцарь сверху бьёт мечом
И пронзает пикой…
Но когда внедрился в тыл
Алый крест зловещий,
Князь с дружиной окружил,
Взял ливонца «в клещи».

Воин 2: И пришла в смятенье та
Рыцарская сила:
Отвалилось от «хребта»
Всё «кабанье рыло».

Александр: Грохот, ржанье, стон и крик,
Наши жмут сильнее,
А ливонец не привык
Получать по шее.
Как? Куда теперь бежать
В панцире пудовом?
Или, сняв его, дрожать
На пути ледовом?
И по льду семь вёрст пешком,
В плен дружиной взяты,
Шли ливонцы босиком,
Побросавши латы.

Крестьянин: Испослать тебе, смелый княжич Олекса! Все мы, бедные смерды, людишки чёрные, тебе низко кланяемся: отстоял ты землю Русскую, от лихого врага оборонил!

Александр: Пусть без страха жалуют к нам в гости.
Но кто на русскую землю с мечом
Придёт, тот от меча и погибнет,
На том стояла и стоять будет
Русская земля.

Александр: Спасибо на добром слове!

Ведущий 3: Александр не только победил захватчиков, но и смог закрепить свои победы, заставив многих считаться с собой.
Много лет прожил князь Александр.
Не бывало на свете Преподобного князя мудрее –
В миру, и в войне, и в совете,
И хоруговью Божьею он осенял
Княженецкий свой Сан;
А затем и послов ему слали и кесарь, и папа, и хан…

Чтец: Голосила набатом звонница,
Надрывались колокола:
На границе – чужая конница,
Вражья сила на Русь пошла!

Бились в поле полки бывалые,
И хоть не было телеграмм,
Знали все, даже дети малые,
Как непросто им было там…

Возвещала победу звонница,
Заливались колокола:
Посрамилась чужая конница,
Вражья сила под лёд ушла!

Возвращаясь, полки усталые
Шли за князем не по дворам.
Знали все, даже дети малые,
Что сначала им нужно в храм!

Первым делом, гласят предания,
Богу слава за дар побед,
А потом уже миг свидания:
Радость жён, слёзы вдовьих бед.

Русь Святая! Дни горевалые!..
Разве кто погубить нас мог,
Если все, даже дети малые,
Жили так: первым делом – Бог!

Монах – летописец: И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.

Ведущий 1: Своей осторожной, осмотрительной политикой в отношении Орды он уберёг Русь от окончательного разграбления ратями кочевников. Вооружённой борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на севере и на западе. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он – родоначальник политики возрождения Руси.

Монах – летописец: В ноябре 1263 года Александр, возвращаясь из Орды, занемог в дороге. Почувствовав, что умирает, он первым из суздальских князей принял постриг под именем Алексея и скончался 14 ноября 1263 года. Из Городца тело Александра повезли во Владимир. Весь народ малый и великий, князья и бояре, митрополит с церковным чином, с кадилами и свечами в руках встречали скорбный возок за 10 вёрст от стольного города.

Муз. заставка. Духовная музыка

Погребён был князь 23 ноября во Владимире. За санями дружинники вели коня и несли прославленные в битвах меч и доспехи. Митрополит Кирилл сказал: «Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской». И были вопль и кричание, и тоска, как никогда не бывало. И земля сотрясалась.

Чтец: Крестным знаменьем пред битвой
Троекратно осеняясь, -
Меч в руке, уста с молитвой, -
Побеждал великий князь!

Закрывали тучи солнце…
Кровь струилась по траве…
Бил он рыцарей – тевтонцев,
Бил он шведов на Неве!

А затем, непобедимый,
Ездил на поклон в Орду,
От земли своей родимой
Отводя собой беду.

Плачь, берёзовая роща!
Пойте, сосны, песнь свою!..
Было бы погибнуть проще
В самом яростном бою…

Так тянулся год за годом.
И в святую старину
Назван Александр народом
Был страдальцем за страну.

Словно перед главной битвой,
Из последних сил крестясь, -
Крест в руке, уста с молитвой, -
Умирал великий князь…

Кличут вороны со страхом,
Множат эхо по Руси:
Умер Александр монахом,
Принял имя – Алексий!

Сотни лет прошли с той были.
Многие ушли – как дым…
А вот князя не забыли –
Он великим стал святым!

Чтец: Если б не был монахом – стал бы
Русским солдатом.
Это слово звучит, будто грозный набат.
В этом звуке – Победа!
В этом звуке – Утрата.
Вы прислушайтесь –
Русский солдат!
Ты за всех воевал, делал дело святое.
И куда ни пойди – твои кости лежат.
Пусть клевещут враги – не покрыть клеветою
Имя славное –
Русский Солдат!
Перепишут историю волки в шкурах овечьих
И дороги твои осмеют, исказят.
Что тебе горевать? Что суды человечьи?
Ты пред Господом –
Русский Солдат!
(Иеромонах Роман)

Ведущий 2: В 1710 году по указу Петра I в память победы над шведами в 1240 году в Санкт - Петербурге, был основан монастырь Живоначальной Троицы и Святого благоверного князя Александра Невского. Сегодня это - Александро – Невская Лавра. Сюда в 1723 году были перенесены останки князя Александра из монастыря Рождества Богородицы во Владимире. А 28 января 1722 года, Пётр I учреждает орден в его честь, который стал высшей наградой России.

Ведущий 3: Русский народ никогда не забывал Александра Невского. Народная память хранит образ Александра – патриота, защитника Руси, чтит его подвиги во славу Родины.
Много храмов было посвящено ему не только в России, но и за рубежом. Существует иконописный образ Благоверного князя.
Многие замечательные деятели русской культуры увековечили образ Александра Невского в своих произведениях.

Ведущий 1: 1938 год. Над миром нависла угроза фашизма. В это время особенно нужен был кинофильм, который вдохновил бы народ на защиту Отечества. Известный режиссёр Сергей Эйзенштейн снимает фильм «Александр Невский», в котором звучит героическая музыка Сергея Прокофьева. Они сумели добиться впечатляющей связи между зрительными и музыкальными образами.

Ведущий 1: К образу Невского обратились советские люди и в годы Великой Отечественной войны.

В 1942 году, когда тревожными ночами сверкали лучи прожекторов, режущие небо над затемнённой Москвой, художник Павел Корин обдумывал сюжет новой картины, в которой должны были воплотиться «идеи стойкости, мужества, отваги…характер гордого и непокорного народа».

Ведущий 2: Он задумал триптих, посвящённый героическому прошлому, центральной частью которого стала фигура могучего исполина Александра Невского. Под боевым стягом русских воинов стоит он в доспехах на берегу реки Волхов у стен Новгородской Софии. Закованный в латы, спокойный и сильный, зорко всматривается вдаль, откуда должен появиться враг. Крепко сжимает он в руках меч, на его волевом лице – готовность во что бы то ни стало отстоять рубежи родной земли. Кажется, он весь выкован из стали – сколько силы и величия в его фигуре.

Муз. заставка. Марш

Ведущий 3: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1942 года учреждён боевой орден Александра Невского. Всего же в период ВОВ орденом Александра Невского было произведено 42165 награждений, в том числе 1480 частей и соединений Советской армии и Военно – Морского флота.

Ведущий 1: 1 июня 1995 года по указу Президента РФ в системе государственных наград современной России среди военных орденов и знаков отличия, сохраняется и орден Александра Невского как «награда за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на РФ внешнего противника». Так замкнулась цепь веков, овеянная неувядаемой славой многих поколений россиян.

Чтец: И снова воинская честь,
Как птица Феникс, возродится,
Мы будем Родиной гордиться.
Вечерним звоном над столицей
Уже поёт благая весть.
Герои есть…
Летит казачий эскадрон,
За ним гусары и пехота.
Ведёт святой Георгий роты,
Они вон там, за поворотом.
Я слышу шелест их знамён
От всех времён.

Учитель: Да, у каждого времени свои герои, у каждого поколения свои идеалы. Сменяются эпохи, а с ними представления о прекрасном, совершенном…

Личность Александра Невского, без сомнения, интересна нашему современнику. Ведь он олицетворяет могущество и достоинство своей страны. Патриотизм был не только его долгом, но и убеждением. Готовность жертвовать своей жизнью за свою честь, за честь Русской земли – одна из добродетелей князя. Кроме того, князь Александр олицетворяет нравственные и духовные идеалы того времени, главные составляющие которых: любовь к Богу, терпение, братолюбие, мудрость, незлобие, чистота душевная и телесная, целомудрие, кротость.

Свет идеала человека, беззаветно любящего свою Отчизну, преданно служащего ей, нравственно чистого, истинного христианина, проникает через толщу веков и озаряет нашу суетную жизнь, взывает к совести, помогает «не заблудиться», не потерять ориентиры и свято помнить, что сильные мира сего призваны быть высоконравственными людьми.

Через гул веков до нас доносятся слова Александра Невского, которыми он поучал своих приближённых: «От Бога мы получили власть над людьми Божиими и в страшный день Суда должны будем дать отчёт в пользовании этой властью. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничто не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию». Ибо, как говорили древние, все беды на земле от безнравственности власти, а все блага мира – от чистоты души каждого из нас.

Чтец: Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звёздных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затянет на миг
В крови и в жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя.

Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни! /…/



Main menu 2

EU Copyright | Blog