Серебряные грёзы

Серебряные грёзы
Музыкальная заставка O. Wakeman “Alone at last”
Грёза: Я повсюду, во всём: в солнечном луче, в пылинке, в увядшем цветке, в скомканной записке, в забытой перчатке. Только каждый видит меня по-своему: у меня тысячи лиц, одежд, голосов, мелодий, имён… Иной меня называет Грёзой. Другой – Музой или Мечтой… Я в каждом из вас, только меня надо разбудить, позвать, узнать – и тогда я подарю вам вдохновение, творчество, открою суть вещей. Ведь именно благодаря мне, Грёзе, появились странные, причудливые, фантастические, прекрасные, утончённые, изысканные образы Серебряного века. Серебряный век… Блеск, яркость, утонченность, хрупкость, отражения, блики, прозрачность, туман, волшебство, тайна… Звуковой облик этих слов создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.
В. Брюсов «После грёз»
Я весь день, всё вчера, проблуждал по стране моих снов;
Как больной мотылёк, я висел на стеблях у цветов;
Как звезда в вышине, я сиял, я лежал на волне;
Этот мир моих снов с ветерком целовал в полусне.
Нынче я целый день всё дрожу, как больной мотылёк;
Целый день от людей, как звезда в вышине, я далёк,
И во всём, что кругом, и в лучах, и во тьме, и в огне,
Только сон, только сны, без конца, открываются мне…
1.Эпоха Серебряного века отличается редким накалом страстей, чувств, верований, иллюзий. «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?» Этот блоковский вопрос будоражит мысль, подталкивает к размышлениям. ХХ век ввергал человека в свои катастрофы, рывки, неизбежные драмы, в вихрь событий, созидательных и разрушительных.
2.Человек той тревожной и противоречивой эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавая своё роковое одиночество.
В. Ходасевич «Душа»
О, жизнь моя! За ночью – ночь. И ты, душа, не внемлешь миру.
Усталая! К чему влачить усталую свою порфиру?
Что жизнь? Театр, игра страстей, бряцанье шпаг на перекрёстках,
Миганье ламп, игра теней, игра огней на тусклых блёстках.
К чему рукоплескать шутам? Живи на берегу угрюмом.
Там, раковины приложив к ушам, внемли пленённым шумам-
Проникни в отдалённый мир: глухой старик ворчит сердито,
Ладья скрипит, шуршит весло, да вопли – с берегов Коцита.
2.Настроения Серебряного века русской культуры нашли своё глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников. Всмотритесь в полотна живописцев, эти картины стали символами эпохи. Вслушайтесь в звуки музыки великого композитора того времени Сергея Васильевича Рахманинова.
(На фоне музыки ученики представляют полотна)
Музыкальная заставка Рахманинов С. Вариация №18
1.Поэт Максимилиан Волошин писал:
Уж занавес дрожит перед началом драмы…
Уж кто-то в темноте, всезрячий как сова,
Чертит круги и строит пентаграммы,
И шепчет вещие заклятья и слова…
1.М. Врубель. Демон поверженный.
В этой картине художник воплотил, по его собственным словам, «дух человеческий, страдающий и скорбный, но властный и величавый». Всё собралось, всё переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опалённые крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности. «Мозаичность» картины заставляет задуматься об отсутствии цельности в современном человеке.
2.Борисов – Мусатов В. Призраки.
В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла выражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов…Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Он создал мир красоты и поэзии, считая, что именно они могут сделать человека счастливым. О любви художника к миру грёз и мечтаний писали, что она (любовь) «горит, как лампада перед святыней, тихо и ровно». Картина Борисова – Мусатова кажется застывшей музыкой.
3.Петров – Водкин К.Купание красного коня.
Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл. Главное в картине – это предчувствие: что-то произошло и чего-то ждут. Предстоит что-то грандиозное, коренным образом меняющее судьбы. Современники почти единодушно восприняли «Красного коня» как символический образ близкой судьбы России, как предчувствие «невиданных мятежей», грядущего обновления мира.
Грёза: А сейчас я приглашаю вас совершить вместе со мной путешествие в Санкт – Петербург- город, духовная магия которого влияет на человека помимо его воли. Петербург… Это и задумчивый сумрак белых ночей и мерцающие туманы, плавно текущая Нева, гармония архитектурных ансамблей и место мистических превращений. Сумрачный Петербург всегда манил к себе воображение поэтов. И как родственна духу этого великого города культура Серебряного века.
Музыкальная заставка А. Розенбаум «Налетела грусть»
В. Набоков отрывок из поэмы «Петербург»
Мне чудится в Рождественское утро
Мой лёгкий, мой воздушный Петербург…/…/
Я странствую по городу родному,
По улицам таинственно – широким…/…/
Мой девственный, мой призрачный! Навеки
В душе моей, как чудо сохранится
Твой лёгкий лик, твой воздух несравненный,
Твои сады, и дали, и каналы…
Твоя зима, высокая, как сон.
Исполняется песня на стихи Б. Пастернака
Чтец:По улицам метель метёт,
Сливается, шатается…
Мне кто-то руку подаёт
И кто-то улыбается.
Музыкальная заставка «Свеча горела»
Чтецы – юноша и девушка со свечами в руках

1.Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

2.Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
(Проходят в зал, зажигают свечи)
1.И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

2.На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Георгий Иванов
Не о любви прошу, не о весне пою,
Но только ты одна послушай песнь мою.
И разве мог бы я, о, посуди сама,
Взглянуть на этот снег и не сойти с ума.
Обыкновенный день, обыкновенный сад,
Но почему кругом колокола звонят,
И соловьи поют, и на снегу цветы,
О, почему, ответь, или не знаешь ты?
И разве мог бы я, о, посуди сама,
В твои глаза взглянуть и не сойти с ума!
Не говорю – поверь, не говорю – услышь,
Но знаю : ты сейчас на тот же снег глядишь.
И за плечом твоим глядит любовь моя
На этот снежный рай, в котором ты и я.
Э. Марриконе. Танцевальная композиция
Чтец: Бывают в жизни минуты острого ощущения одиночества, грусти, даже отчаяния. Идёшь по улице, ничего и никого не замечая. Темно на улице, темно на душе. И вдруг откуда-то идут волны тепла и надежды. Это луч света из окна. Одно окно… Другое.. .Кто за ним? О чём он думает? Спасибо, что помог… Ведь за каждым окном – неведомый мир человеческих отношений, судеб. Светятся окна - значит жизнь идёт своим чередом.
Сейчас прозвучит романс на стихи М.Цветаевой «Вот опять окно…»
Анна Ахматова
И в памяти чёрной пошарив, найдёшь
До самого локтя перчатки,
И ночь Петербурга. И в сумраке лож
Тот запах и душный и сладкий.

И ветер с залива. А там, между строк,
Минуя и ахи и охи,
Тебе улыбнётся презрительно Блок –
Трагический тенор эпохи.
Чтец: Офицерская – питерская улица, благопристойная и ничем не примечательная. Зимой улицу заметает снегом, летом – заметает опадающим липовым цветом с бульвара с крошечной речки Пряжки. Летом 1912 года в дом № 57 по Офицерской улице, в квартиру № 21, въехал новый жилец – поэт Александр Блок.
Иногда целые дни проводил он в дальних прогулках, выбирая места «простолюдные». По вечерам заходил в кафе Филиппова на углу Большого проспекта, прислушивался к разговорам, вглядывался в окружающих. С прогулок Блок возвращался поздно, садился за письменный стол – и в стихи входил Город, дышащий туманами и метелями.
Чтец: И опять метель, метель.
Вьёт, поёт, кружит…
Всё – виденья, всё – измены…
В снежном кубке, полном пены,
Хмель
Звенит…
Выходит Маска
А. Блок «На снежном костре» из цикла «Снежная маска» - одной из самых загадочных страниц блоковской поэзии.

И взвился костёр высокий
Над распятым на кресте.
Равнодушны, снежнооки,
Ходят ночи в высоте.

Молодые ходят ночи,
Сёстры – пряхи снежных зим,
И глядит, открывши очи,
Завивают белый дым.

И крылатыми очами
Нежно смотрит высота,
Вейся, лёгкий, вейся, пламень,
Увивайся вкруг креста!

В снежной маске, рыцарь милый,
В снежной маске ты гори!
Я ль не пела, не любила,
Поцелуев не дарила
От зари и до зари?

Будь и ты моей любовью,
Милый рыцарь, я стройна,
Милый рыцарь, снежной кровью
Я была тебе верна.

Я была верна три ночи,
Завивалась и звала,
Я дала глядеть мне в очи,
Крылья лёгкие дала…

Так гори, и яр и светел,
Я же – лёгкою рукой
Размету твой лёгкий пепел
По равнине снеговой.

Звучит романс на слова З. Гиппиус «Снег»
2.Петербург живёт вместе с авторами в строках их стихотворений. Без его мостов и улиц не возник бы в поэзии герой, пытающийся разобраться в смысле жизни, в своих чувствах к миру.
Георгий Иванов – Ирине Одоевцевой
Распылённый мильоном мельчайших частиц,
В ледяном, безвоздушном, бездушном эфире,
Где ни солнца, ни звёзд, ни деревьев, ни птиц,
Я вернусь – отраженьем – в потерянном мире.
И опять, в романтическом Летнем саду,
В голубой белизне петербургского мая,
По пустынным аллеям неслышно пройду,
Драгоценные плечи твои обнимая.
Исполняется танцевальная композиция на музыку Ф. Дюваля
Грёза: Шум города затих.
Тоски распались узы.
И чувствует душа
Прикосновенье Музы.
Музыкальная заставка «Танго»
Дорогие друзья! Музы приглашают нас посетить одно из самых известных литературно – артистических клубов Петербурга начала ХХ века под названием «Бродячая собака».
1.Кафе было открыто 31 декабря 1911 года и работало три раза в неделю: в понедельник, среду и субботу. Собирались поздно, после двенадцати.
Кого только из писателей, художников, актёров не видели и не слышали пёстро раскрашенные стены кафе! Здесь бывали и читали свои стихи Бальмонт и Соловьёв, Вячеслав Иванов и Мандельштам, Гумилёв и Ахматова, Михаил Кузмин. Здесь же организовывали концерты, театральные постановки, вечера ритмики, музыкальные премьеры. Воздух «Бродячей собаки» был наполнен звуками музыки.
Это звучит музыка танго – самого модного в то время танца.
В кафе велась «Собачья книга» - фолиант, обтянутый в пёструю кожу. Здесь всё: стихи, рисунки, жалобы, объяснения в любви и т.д. В «Собачью книгу» записывали имена поэтов, художников, гостей.
2.Именно в этом кафе в 1913 году художник Натан Альтман написал знаменитый портрет Анны Ахматовой. Он встретился с Ахматовой случайно и был поражён её обликом: знаменитой чёлкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом, и умением нести бремя своей славы. Альтман писал женщину футуристической эпохи, которой сродни урбанистический ритм; писал в ней уверенность в себе, здоровье, почти акробатическую гибкость фигуры.
Грёза: Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звёзд на чёрном бархате ночного неба и каждого второго назвать Моцартом стиха. Я неразлучна с ними, потому что каждый из них мечтает о чём-то таинственном и прекрасном… Итак, вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. Каждый стремится вобрать в своё творчество, своё воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры. А главное – тронуть струны, звучащие во «внутреннем» человеческом оркестре, отразить невидимые миру слёзы и переживания.
Максимилиан Волошин «Обманите меня…»
Обманите меня…но совсем, навсегда…
Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда.
Чтоб поверить обману свободно без дум,
Чтоб за кем-то идти в темноте наобум…
И не знать, кто пришёл, кто глаза завязал,
Кто ведёт лабиринтом неведомых зал,
Чьё дыханье порою горит на щеке,
Кто сжимает мне руку так крепко в руке…
А очнувшись, увидеть лишь ночь и туман…
Обманите и сами поверьте в обман.
Грёза: Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Они старались уловить ритмы Вселенной, передать их в поэзии.
Всё – музыка и свет: нет счастья, нет измен…
Мелодией одной звучат печаль и радость…
Так писал А. Блок. Ах, это то, из чего соткана моя душа, то, что поднимает меня над «страшным миром» в заоблачные выси духа – к Божественной красоте.
1.Константин Бальмонт – один из самых музыкальных поэтов ХХ века.
Подняв лицо, я Солнцу шлю моленье.
Склонив лицо, молюсь душой земле.
Весь звёздный мир – со мной, как в хрустале.
Миры поют, я голос в этом пенье…
2. Что же касается музыки, то где же она, если не в поэзии Николая Гумилёва? Николай Гумилёв – романтик и мечтатель. В своём воображении он «перемещался» в пространстве и времени: Китай, Индия, вольные просторы океана, античный мир, рыцарская эпоха, век географических открытий… Поэзия Гумилёва овеяна музыкой кораблей, парусов, морей.
Музыкальная заставка «Море»
Гумилёв - певец «конквистадоров», «капитанов», «воинов». Стихотворение «Сонет» - одно из самых известных.

Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам.

Порою в небе смутном и беззвёздном
Растёт туман… Но я смеюсь и жду,
И верю, как всегда, в мою звезду,
Я, конквистадор в панцире железном.

И если в этом мире не дано
Нам расковать последнее звено,
Пусть смерть приходит, я зову любую!

Я с нею буду биться до конца,
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.
3.Человек в поэтическом мире Иннокентия Анненского жаждет преодолеть своё одиночество, стремится к слиянию с миром и родственными ему душами, но вновь и вновь переживает трагическое разуверение в возможность счастья. Скрипка… она бушует во многих стихах однострунным этюдом Паганини, её голосом стонет калитка возле дома, который пуст.
Музыкальная заставка Н. Паганини «Каприс»

И. Анненский «Смычок и струны»
Какой тяжёлый, тёмный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажёг
Два жёлтых лика, два унылых…
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.

«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему
Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся! Довольно?..»
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.

Смычок всё понял, он затих,
А в скрипке эхо всё держалось…
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил
До утра свеч… И струны пели…
Лишь солнце их нашло без сил
На чёрном бархате постели.

4. Марина Цветаева назвала свои любимые вещи в мире: природа, стихи, музыка и одиночество. Флейта издавна влекла поэтическое воображение Цветаевой. Флейтовые блики появились в уютной лирике 1916 года.
Музыкальная заставка Д. Ласт «Одинокий пастух»
Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице –
Тонкий звон
Старинных часов – как капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды –
Флейта,
И сам флейтист в окне.
И большие тюльпаны на окнах,
И, может быть, вы бы даже меня любили…
Посреди комнаты – огромная изразцовая печка,
На каждом изразце – картинка:
Роза-сердце-корабль-
А в единственном окне-
Снег, снег, снег.
Звучит романс на стихи М. Цветаевой «Мне нравится…»
1.Какая сила поддерживает человека в борьбе со Злом и Временем? Эту силу Вл. Соловьёв называет Любовью.
Смерть и время царят на земле,-
Ты владыками их не зови;
Всё кружась исчезает во мгле,
Неподвижно лишь Солнце Любви.
2. «Дымки над крышами. Петербургские камины…Звуки в петербургских домах… Колокольный звон, заглушаемый звуками города. Последняя ветка на островах всегда напоминала мне японские гравюры. Я почти что все «Чётки» сочинила в этой обстановке, а дома записывала только готовые стихи…»- вспоминала Анна Ахматова о создании своей второй книги.
1.Любовь уже в ранних стихах Ахматовой печальна. Она несёт с собой боль и страдание, заканчивается смертью, изменой или охлаждением любимого.
2.Лирический дневник и его героиня предстаёт перед нами как символ своей – прекрасной и вместе с тем трагической эпохи. Однако в ранней поэзии Ахматовой оно как бы «спрятано», скрыто под личиной мимолётного и личного. Но за видимой действительностью раскрывается таинственное «зазеркалье».
Ахматова: Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю.
Гумилёв: Не всегда чужда ты и горда,
И меня не хочешь не всегда,
Тихо, тихо, нежно, как во сне,
Иногда приходишь ты ко мне.
Надо лбом твоим густая прядь,
Мне нельзя её поцеловать,
И глаза большие зажжены
Светами магической луны,
Нежный друг мой, беспощадный враг,
Так благословен твой каждый шаг,
Словно по сердцу ступаешь ты,
Рассыпая звёзды и цветы.
Я не знаю, где ты их взяла,
Только отчего ты так светла?
И тому, кто мог с тобою быть,
На земле уж нечего любить!
Музыкальная заставка Н.Гумилёв «Он поклялся в тёмном храме…»

Ахматова: Я не знаю, ты жив или умер, -
На земле тебя можно искать
Или только в вечерней думе
По усопшем горевать.
Всё тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.
Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.

Ахматова: Я отравлена на всю жизнь, горек яд неразделённой любви. Смогу ли снова начать жить? Конечно, нет. Но Гумилёв - моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете.
Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь – уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.

Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать!
Не целуй меня, усталую, -
Смерть придёт поцеловать.

Дни томлений острых прожиты
Вместе с белою зимой…
Отчего же, отчего же ты
Лучше, чем избранник мой.

1. В год развода Анна Андреевна подарила Гумилёву сборник стихов «Белая стая» с надписью «Моему дорогому другу Н. Гумилёву с любовью. А. Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург».
Ахматова: Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стёртые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети.
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
…А я была его женой.
Гумилёв:
Ты, для кого искал я на Леванте
Нетленный пурпур королевских мантий,
Я проиграл тебя, как Дамаянти…
Твоих волос не смел поцеловать я,
Ни даже сжать холодных тонких рук…
И ты ушла, в простом и тёмном платье,
Похожая на древнее Распятье.
2. Ближе всех по духу к Ахматовой была Марина Цветаева. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала родственную душу. Она пишет об Ахматовой:
О, муза плача, прекраснейшая из муз!
О, ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас как стрелы./…/

В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
- И я дарю тебе свой колокольный град

- Ахматова – и сердце своё в придачу!

2.Слово «любовь» в искусстве Серебряного века было глубоко выстраданным. Личные любовные переживания составляли лишь одну грань этого необъятного мира – не менее сильной оказалась любовь к России.
Грёза: Старый мир трещит по швам, рождается новое, но в этом новом мы не чувствуем души, душа теряет связь с небом, с Богом, а что такое человек без души и без Бога?.. Мы ждём перемен, но не знаем, какими будут они и каким будет мир…
1.Судьба культуры Серебряного века трагична, кровь, хаос, беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу её существования. В судьбах многих деятелей культуры того поколения отразилась драма истории.
2.Одна из вершин русской культуры Серебряного века – творчество Сергея Васильевича Рахманинова. В 1901 году было создано одно из самых популярных сочинений - Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Музыкальная заставка С. Рахманинов. Второй концерт
Крупные формы этого произведения заставляют вспомнить монументальные древние фрески, могучая колокольность – героические страницы русского эпоса, лирическая одухотворённость – русские пейзажи.
1.Приход к власти большевиков Рахманинов не принял. В декабре 1917 г. он покинул Россию.
Иная близится пора.
Уж холод смерти сердце студит.
Но нам священный град Петра
Надгробным памятником будет,- писала в 1919 году Ахматова.
2.Санкт – Петербург для многих был олицетворением Родины в годы изгнания. Он будет своеобразной Меккой, в которую многим не суждено будет вернуться. В 1930 году Осип Мандельштам напишет своё знаменитое стихотворение «Ленинград».
Звучит песня на стихи О. Мандельштама «Ленинград»
2.Поэты Серебряного века…Поэты века ушедшего. Они были веселы и мудры, независимы и талантливы. Уже в начале прошлого века они многое предвидели в своих судьбах и судьбах России. И они вновь и вновь воскресают для нас в своих стихах, ибо в этих строчках живы души людей, искренне любивших и глубоко страдавших, сумевших в самые трагические моменты высоко подняться над жизненными невзгодами.
А. Блок.
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить.
Безличное – вочеловечить.
Несбывшееся – воплотить!
М. Цветаева.
Птица – Феникс я только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю – и горю дотла!
И да будет вам ночь – светла!
Г. Иванов.
Мне счастье поднеси на блюдце –
Я выброшу его в окно.
Стихи и звёзды остаются,
А остальное – всё равно!
О. Мандельштам.
И если подлинно поётся
И полной грудью, наконец,
Всё исчезает – остаётся
Пространство,
Звёзды и певец!
Музыкальная заставка



Main menu 2

EU Copyright | Blog