«Колесо истории»

«Колесо истории»
Интеллектуальная игра для учащихся 6 класса
Дорогие ребята! Вот мы и прошли первый этап путешествия по истории Руси, России. Узнали множество новых исторических фактов, имён, выявили основные процессы, происходящие в государстве и обществе, в духовной жизни наших далёких предков.
История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя много славных страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как нужно вести себя в настоящем и будущем. Поэтому историю называют коллективной памятью человечества.
Наши предки – творцы истории
1.История важна всегда,
Ведь много знать должны
Мы про минувшие года
Своей родной страны!

2.История укажет путь
И нужный даст совет,
Она в теченьи школьных лет –
Любимый наш предмет!

3.Бывает в жизни так нередко –
Не знают люди своих предков!
И вехи прошлого страны
Им, видно, тоже не нужны!

4.А мы вот – из другого теста,
Нам о корнях своих известно!
Чтим память бабушек и дедов
И знаем обо всех победах!
5.О наших предках, людях долга,
Могли рассказывать бы долго,
Их славная течёт в нас кровь,
Им – наша память и любовь!

1.Представление команд и жюри.
2.Коанды представляют название и девиз.
3.Конкурс «Даты и факты».
1.С понятием «крещение Руси» логически связано название, имя или дата:
1)крестовый поход
2)Святослав
3)988 г.

2.С названием «Повесть временных лет» логически связано понятие, имя или дата:
1)Нестор
2)былина
3)монголо-татары

3)Любеческий съезд, на котором князья решили «держать вотчину свою», состоялся:
1)в 1097 г.
2)в 1111 г.
3)в 1382 г.

4)Когда произошла Невская битва и состоялся второй поход Батыя на Русь?
1)в 1237 г.
2)в 1240 г.
3)в 1242 г.

Конкурс «Знание фактов, событий»

1)Кто из названных князей осуществил крещение Руси?
1)Ярослав Мудрый
2)Владимир Мономах
3)Владимир Святославич

2)Кто из названных лиц княжил в 12 веке во Владимиро – Суздальском княжестве?
1)Андрей Боголюбский
2)Олег Вещий
3)Ярослав Мудрый

3)Первое упоминание в летописях о Москве связано с именем князя:
1)Ивана Калиты
2)Юрия Долгорукого
3)Дмитрия Донского

4)Кто стоял во главе монгольского войска, вторгшегося на Русь в 1237 году:
1)Чингисхан
2)Батый
3)Мамай

Конкурс «Объяснение исторических понятий, характерных признаков явлений»
1)Как назывался свод законов, принятый на Руси в 11 в.?
1)Судебник
2)Русская Правда
3)Домострой

2)Как называлась ханская грамота на княжение, выдававшаяся русским князьям в период зависимости Руси от Золотой Орды?
1)ярлык
2)улус
3)баскак

3)Как назывался в Древней Руси налог в пользу церкви?
1)десятина
2)урок
3)пожилое

4)Как назывались представители ханов Золотой Орды на Руси?
1)опричники
2)баскаки
3)посадники

5)На иллюстрации представлено изображение
1)церкви Покрова на Нерли
2)Софийского собора в Киеве
3)Успенского собора во Владимире

6)Представленный на иллюстрации вид искусства Русь заимствовала в:
1)Италии
2)Византии
3)Польше
Конкурс « Исторические термины и понятия»
Соотнесите термин на доске и понятие, названное учителем.
Понятия: вотчина, житие, Боярская дума, выход, Судебник, поместье, Избранная рада, Земский собор, опричнина.
Определения:
Высший совещательный орган при великом князе
Наследственное земельное держание
Небольшой кружок близких к Ивану IV людей
Особый порядок управления страной при Иване IV.
Литературное описание жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых.
Первый свод Московского государства
Орган при царе, состоящий из представителей различных слоёв населения
Форма землевладения, возникшая в XV в. и предоставляемая за службу.
Конкурс «Работа с источниками»
1)Когда произошло событие, описываемое в летописи: «Когда пришёл, повелел ниспровергнуть кумиры, - одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в Ручей и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами… После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня»?
1)862 г.
2)945 г.
3)988 г.

2)Прочтите отрывок из летописи и укажите, в каком году произошли описываемые события.
«И сошлись оба войска, и было на Калке сражение великое, и победили…татары половцев и князей русских, и пала русская сила…Это был первый выход татарский на Русь…»
1)1223 г.
2)1240 г.
3)1380 г.

3)Прочтите отрывок из жития и укажите, о какой битве идёт речь в этом отрывке.
«…Известно стало, что…ордынский князь Мамай собрал силу великую и идёт…на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим… был тогда прославленный и непобедимый великий Дмитрий… началось сражение и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были(противники) и полному разгрому подверглись».

4)Прочтите отрывок из жития и укажите, кто руководил русскими войсками в сражении, о котором рассказывается в отрывке.
«Когда же приблизились немцы, то поведали о них стражи…Князь же приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро множеством тех и других воинов… И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…
И возвратился князь с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».
Конкурс «Закончи предложение»

1)объезд князем подвластных племён и земель с целью сбора дани в Древнерусском государстве получил название________________________________.

2)Постоянное войско князя в Древней Руси называлось______________________.

3)Народное собрание у восточных славян, общегородское собрание в Древнерусском государстве называлось________________________________.

4)религия, основанная на многобожии, обозначается термином_____________________.

Блиц –турнир для капитанов
1.Крестьян на Руси называли:
1)шелом
2)смерд
3)воевода

2)Город, который не подвергался нашествию Батыя, - это:
1)Киев
2)Новгород
3)Москва

3)В страну ввозили товары:
1)меха
2)ковры
3)мёд

4)Из страны вывозили:
1)мёд
2)ковры
3)шёлковые ткани

5)На Руси гостем называли:
1)купца
2)родственника
3)соседа

6)Русская фамилия Бортников произошла от занятий славян в I тыс. н.э.:
1)торговлей
2)сбором мёда
3)земледелием

7)Славяне питались:
1)картофелем
2)кукурузой
3)рыбой

8)Основным занятием славян было:
1)ремесло
2)торговля
3)земледелие

Конкурс «О ком или о чём идёт речь?»

1….князь поскакал к прибрежным скалам,
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он,
Откуда видно всё кругом.
И оглянулся. Где – то сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.
А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжёлой чешуёй,
Ливонцы едут грозным клином –
Свиной железной головой…

2.Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город,
А по стенам ходят дозором
Больше сотни сильных и рослых…
Горд он колоколом недрёмным,
Медь гремит его гулко и веще.
Часто скопищем светлым и тёмным
Вкруг него собирается вече.
Горд торговыми город рядами…

3.Своё прозвище он получил за стремление «протягивать руки» с далёкой северо – восточной окраины в самые разные концы Русской земли. Он имел права на великокняжеский престол и добивался его. Дважды он захватывал Киев, но ему не удавалось надолго занять престол.

4. «Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный, который думал не столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье своего народа…Велел переводить священные книги с греческого на славянский язык; вызывал у иностранных государств художников для украшения церквей и дворцов киевских…Отдалённые государи уважали знаменитого князя и считали за честь быть его союзниками или родственниками…»

5.Когда ко граду Константина
С тобой, воинственный варяг,
Пришла славянская дружина
И развила победы стяг,
Тогда во славу Руси ратной,
Строптиву греку в стыд и страх,
Ты пригвоздил свой щит булатный
На цареградских воротах…

6.»Необыкновенно расчётливый и осторожный, он пользовался всеми средствами к достижению главной цели, то есть возникновению Москвы за счёт её соседей…Московский князь часто ездил в Орду с дарами и раболепно кланялся хану; он получал от хана помощь в борьбе с соперниками и таким образом самих татар сделал орудием борьбы усиления Москвы».

Конкурс «Вставьте вместо пропусков»
1.Вставьте вместо пропусков:
По преданию, накануне битвы князь Дмитрий посетил______________________________монастырь, в котором получил благословение основателя этого монастыря________________________________. Двигаясь навстречу Мамаю, русское войско переправилось через __________________, к месту впадения в него речки Непрявды.

2.Вставьте вместо пропусков:
Гербом Русского государства стал византийский герб в виде__________и____________. Иван III принял новый титул «_________ __ ______________», который показывал, насколько выше всех остальных князей стоит его обладатель.

3.Вставьте вместо пропусков:
___________________должен был «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену.В знак своего предназначения он прикреплял у седла лошади ___________ ___________ и ______________

4.Вставьте вместо пропусков:
Длившаяся 25 лет______________________ закончилась поражением России. Все завоевания в___________________были потеряны. Основная задача, которую пытались решить в ходе этой войны, - выход в _______________________, - не была решена.

5.Вставьте вместо пропусков:
В этот памятный год
Москвичи неспроста
Дали прозвище князю
Иван ______________
«_____________ - это значит_________для монет
И точнее для князя прозвания
Нет!..
61.Вставьте вместо пропусков:
…И покуда шатры не увязли в снегах,
Не завыла морозная вьюга,
Все стояли два стана на двух берегах
Не решаясь напасть друг на друга.
Встал на__________ - реке зимний лёд, прочный лёд,
На Москву через лёд хан____________не идёт,
Рог орды отступленье играет…

Конкурс «Нарисуй отгадку»
Нарисуйте отгадку к русской народной загадке:
1.Что за зверь:
Зимой ест,
А летом спит,
Тело тёплое,
А крови нет,
Сесть на него сядешь,
А с места не свезёт?

2.Три братца
Пошли в реку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется.

3.Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?

4.В городе Торжке продают бабу в горшке.

Конкурс «Установите правильное соответствие между деятельностью и исторической личностью»
На доске вывешены имена исторических деятелей эпохи Ивана Грозного. Установите соответствие с его деятельностью.
Имена: Ермак, А.Курбский, А.Адашев, М.Скуратов, Филипп Колычев, митрополит Макарий, Сильвестр, Стефан Баторий.
 Являлся одним из инициаторов реформ, стоял во главе Челобитного приказа. Считал войну за Прибалтику преждевременной и выступал за освоение южных и восточных земель
 Талантливый полководец, избранный на престол Речи Посполитой, успешно воевавший с Россией в ходе Ливонской войны.
 Ближайший помощник Ивана Грозного в опричнине
 Митрополит русской православной церкви, потребовал отмены опричнины, за что был по приказу Ивана Грозного низложен, сослан в один из тверских монастырей, где задушен
 Участник Избранной рады, известный военачальник битвы за Казань, бежал от гнева Ивана Грозного в Литву
 Казачий атаман, начавший завоевание Сибири
 Участник Избранной рады, протопоп московского Благовещенского собора, духовный наставник Ивана Грозного, сослан царём в Соловецкий монастырь

Подведение итогов



Main menu 2

EU Copyright | Blog